Известия Саратовского университета.

Новая серия. Серия Физика

ISSN 1817-3020 (Print)
ISSN 2542-193X (Online)


Для цитирования:

Аникин В. М., Измайлов И. В., Лячин А. В., Пойзнер Б. Н. Диссертация как научный нарратив // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Физика. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 317-326. DOI: 10.18500/1817-3020-2019-19-4-317-326

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Опубликована онлайн: 
02.12.2019
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 247)
Язык публикации: 
русский
УДК: 
383+37.013(082)+001.8(031)

Диссертация как научный нарратив

Авторы: 
Аникин Валерий Михайлович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Измайлов Игорь Валерьевич, Национальный исследовательский Томский государственный университет
Лячин Александр Владимирович, Национальный исследовательский Томский государственный университет
Пойзнер Борис Николаевич, Томский государственный университет, радиофизический факультет
Аннотация: 

В статье обращается внимание авторов диссертаций (магистрантов, аспирантов, соискателей) на нарративный аспект диссертации. Признаки понятия ≪нарратив≫ (от англ. narrative – рассказ) в полной мере могут быть отнесены к диссертации (от лат. dissertatio – исследование). Об этом говорит уже исток термина: он происходит от латинского слова narrare (≪рассказывать≫), которому родственны gnarus (≪знающий о чём-либо, сведущий≫) и ignorantia (≪невежество, неопытность, незнание≫). Диссертация должна обладать качествами ≪объясняющего рассказа≫, раскрывающего с позиции автора историю знаний в рассматриваемой области исследований и историю собственного творческого роста автора, сопровождающуюся (на основе проведенного анализа) формулировкой причинноследственных связей между описываемыми явлениями. Успех реализации такой ситуации в процессе написания диссертации связан с развитием у магистрантов и аспирантов способности рефлексировать над научным текстом и своими внутренними ≪трансформациями≫ – переходами от роли ≪слушателя≫ к роли ≪рассказчика≫ и наоборот, а также контролировать тип дискурса.

Список источников: 
  1. Табачников А. В. Диссертации в России до 1917 года // Книжное знание в отечественной литературе XVIII-ХХ веков : сб. ст. М. : РГБ. Сектор истории книги, библиотечного дела и библиографии, 1994. С. 27-57.
  2. Кабанова Н. М. Диссертациеведение : к характеристике научной дисциплины // Румянцевские чтения - 2013 : The Rumyantsev readings - 2013 : материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, 16-17 апреля 2013 г.) : [в 2 ч.]. Ч. 1. М. : Рос. гос. библ. ; Пашков дом, 2013. С. 267-274.
  3. Ильин И. П. Постмодернизм : словарь терминов. М. : ИНИОН РАН; Intrada, 2001. 384 с.
  4. Данто А. Аналитическая философия истории. М. : Идея-Пресс, 2002. 292 с.
  5. Шмид B. Нарратология. М. : Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
  6. Bruner J. S. Life as Narrative // Social Research. 1987. Vol. 54, № 1. P. 11-32.
  7. Петрученко О. Латинско-русский словарь. М. ; Пг. ; Харьков : Т-во «В. В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1918. 810 с.
  8. Трубецков Д. И. Наука о сложностях в лицах, датах и судьбах. Как закладывались основы синергетики : Пиршество духа и драма идей. М. : ЛИБРОКОМ, 2013. 312 с.
  9. Розин В. М. Понятия «предмет» и «объект» (методологический анализ) // Вопр. философии. 2012. № 11. С. 85-96.
  10. Аникин В. М., Измайлов И. В., Пойзнер Б. Н., Соснин Э. А. Защищаемое положение в диссертации как трансдисциплинарный научный жанр // Изв. высших учебных заведений. Физика. 2015. Т. 58, № 8/3. С. 300-303.
  11. Anikin V. M., Poizner B. N., Sosnin E. A. Pythagoras μάθημα, Heraclitus λόγος, Plato’s είδος and a statement proposed in thesis // The infl uence of Hellenism on contemporary science, culture and education : Selected Reports of the International Multidisciplinary Conference (Tomsk, Russia, October, 5-8, 2016; Moscow, Russia, October, 20-24, 2016) / еd. by T. P. Minchenko. London, Red Square Scientifi c, Ltd. 2017. P. 9-20.
  12. Аникин В. М., Пойзнер Б. Н. Защита диссертации : реквизит, действующие лица и исполнители. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2018. 100 с.
  13. Аникин В. М., Измайлов И. В., Пойзнер Б. Н. Диссертанту о воспринимаемости, числовой оценке и защите научных результатов // Известия вузов. ПНД. 2014. Т. 22, № 6. С. 25-34.
  14. Аникин В. М., Пойзнер Б. Н. Коммуникативная функция автореферата и уровень лингво-дисциплинарной компетенции диссертанта // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Физика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 80-86.
  15. Карасик В. И. Языковое проявление личности. М. : Гнозис, 2015. 384 с.
  16. Махлина С. Т. Словарь по семиотике культуры. СПб. : Искусство-СПБ, 2009. 752 с.
  17. Автономова Н. С. Познание и перевод : Опыты философии языка. М. : РОССПЭН, 2008. 704 с.
  18. Карасик В. И. Языковые ключи. М. : Гнозис, 2009. 406 с.