УДК: 
681.3(072)

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА, МАГИСТРАНТА И АСПИРАНТА

Аннотация

Цель данной работы состоит в том, чтобы познакомить выпускников различных ступеней высшего образования (ба-калавриат, магистратура, аспирантура) с основными документами, которые разъясняют требования, предъявляемые к написанию выпускной квалификационной работы и ее автореферата. Представлен литературный обзор с указанием работ, в которых прописаны четкие рекомендации по тому, как гра- мотно оформить автореферат выпускной квалификационной работы, какой имеет вид его структура и какая используется в ней терминология. В результате использования указанных требований студенты учатся создавать работы, доступные для понимания не только специалистов, но и широкого круга читателей. Кроме того, согласно новым требованиям, автореферат выпускной квалификационной работы должен быть выложен в сети Интернет. Следовательно, он чаще всего является единственным источником информации о ее содержании и результатах исследований. Опираясь на данный материал, студенты смогут преодолеть трудности в грамотном изложе- нии и представлении как самой работы, так и положений на её защиту. И от того насколько квалифицированно представлена научно-исследовательская работа, могут зависеть успешность их будущей профессиональной карьеры и конкурентоспособ- ность на рынке труда.

DOI: 
10.18500/1817-3020-2016-16-4-243-247
Литература

1. Аникин В. М., Пойзнер Б. Н. Коммуникационная функция автореферата и лингво-дисциплинарная компетенция диссертанта // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Физика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 80–86.

2. ГОСТ Р 7.0.11-2011. Национальный стандарт Россий- ской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления. М. : Стандартинформ, 2012. 12 с.

3. Аникин В. М., Усанов Д. А. Диссертация в зеркале автореферата : метод. пособие для аспирантов и соис- кателей ученой степени естественно-научных специ- альностей. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2013. 128 с.

4. Соснин Э. А., Пойзнер Б. Н. Осмысленная научная деятельность : Диссертанту о жизни знаний, защищаемых в форме положений. М. : ИНФРА-М ; РИОР, 2015. 148 с. DOI: 10.12737/5737.

5. Аникин В. М., Пойзнер Б. Н., Усанов Д. А. Схема поаспектной характеристики диссертации: пра- вила, рекомендации, примеры // Изв. вузов. При- кладная нелинейная динамика. 2009. Т. 17, № 3. С. 137–150.

6. Аникин В. М., Пойзнер Б. Н. Какова природа интерес- ного, или дефиниции науки и научности – эпистемо- логический компонент профессиональной компетен- ции (радио) физика как инженера-исследователя // Изв. вузов. Физика. 2013. Т. 56, № 10-3. С. 118–120.

7. Аникин В. М., Пойзнер Б. Н. Как диссертанту аргументировать достоверность научных положений и результатов, выносимых на защиту // Изв. вузов. Физика. 2011. Т. 54, № 6. С. 105–108.

8. Аникин В. М., Усанов Д. А. Автореферат диссерта- ции : функции, структура, значимость // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Физика. 2008. Т. 8, вып. 2. С. 61–73.

9. Аникин В. М., Измайлов И. В., Пойзнер Б. Н., Соснин Э. А. Защищаемое положение в диссертации как трансдисциплинарный научный жанр // Изв. вузов. Физика. 2015. Т. 58, № 8-3. С. 300–303.

10. Аникин В. М., Пойзнер Б. Н. Провокация магистранта на вербализацию защищаемого научного положения как прием когнитивного менеджмента // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Политоло- гия. 2013. № 2 (22). С. 15–20.

11. Аникин В. М., Измайлов И. В., Пойзнер Б. Н. Диссертанту о воспринимаемости, числовой оценке и защите научных результатов // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2014. Т. 22, № 6. С. 25–34.

12. Аникин В. М. Физика и интеллектуальное самораз- витие личности // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2014. Т. 22, № 4. С. 117–120.

13. Аникин В. М. О «жизни» научных знаний // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2015. Т. 23, № 2. С. 67–73.

14. Аникин В. М., Измайлов И. В., Пойзнер Б. Н. Диссер- тация : характеристики научности // Гетеромагнитная микроэлектроника: сб. науч. тр. / под ред. проф. А. В. Ляшенко. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2014. Вып. 16. С. 105–118.

15. Аникин В. М., Пойзнер Б. Н. Научное руководство аспирантами : «внутренние» и «внешние» регуляторы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Физика. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 83–88.

16. Аникин В. М., Пойзнер Б. Н. «Предзащита» дис- сертации : формальные требования и традиции // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2014. Т. 22, № 2. С. 95–102.

17. Аникин В. М., Пойзнер Б. Н. Государственная итоговая аттестация аспиранта : от формальности к превентиве // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2015. № 11. С. 17–21.

18. Черкасова О. А., Чурочкина С. В. Компетентност- ный подход при анализе освоения образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 03.03.02 Физика // Гетеромагнитная микроэлектро- ника : сб. науч. тр. / под ред. проф. А. В. Ляшенко. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2014. Вып. 17. С. 121– 127.

19. Черкасова О. А., Чурочкина С. В. К вопросу о профес- сиональной подготовке магистров по направлению 03.04.02 «Физика» // Образование в современном мире : сб. науч. ст. / под ред. Ю. Г. Голуба. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. Вып. 10. С. 202–208.

20. Черкасова О.А., Черкасова С.А. Формирование карт компетенций при разработке образовательных программ прикладного бакалавриата на основе ФГОС ВО // ИНЖИНИРИНГ ТЕХНО 2015 : сб. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. / под ред. Н. В. Бекренева, У. В. Боровских. Саратов : Издат. дом «Райт-Экспо», 2015. Т. 2. С. 174–180.

21. Аникин В. М., Измайлов И. В., Пойзнер Б. Н. «Поучи- тельно следить за изменчивыми судьбами научных теорий» // Образование в современном мире : сб. науч. ст. / под ред. Ю. Г. Голуба. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. Вып. 10. С. 37–41.

22. Аникин В.М. Альберт Эйнштейн и Питирим Соро- кин : истории диссертационных защит // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2011. Т. 19, № 3. С. 52–76.

23. Аникин В. М. «Фабрика молодых физиков» П. Н. Лебе- дева и Саратовский университет // УФН. 2016. Т. 186, № 2. С. 169–173. DOI: 10.3367/UFNr.0186.201602e.0169.

24. Феномен научной школы : история, типология полу- чения и передачи знаний, психология коммуникаций / В. М. Аникин, Б. Н. Пойзнер, Э. А. Соснин, А. В. Шувалов ; под общ. ред. В. М. Аникина. Сара- тов : Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 232 с. 

Краткое содержание (на английском языке): 
Полный текст в формате PDF (на русском языке):